Экскаватор-погрузчик BL 30-25. Комплексный разбор устройства и возможностей

Наиболее логичным большинству инвесторов, стремящихся приобрести универсальную машину для любых работ, представляется покупка экскаватора-погрузчика. Стремясь удовлетворить этот спрос, BOULDER выпустила модель BL 30-25, совместившую в себе функционал полноценного фронтального погрузчика и производительного, мощного экскаватора. В данной статье мы постараемся подробно осветить все особенности работы с этим представителем класса спецтехники.

  1. Внутреннее устройство кабины и система управления

Опираясь на опыт прошлых лет, современные достижения и находки других производителей, при разработке модели BL 30-25, BOULDER удалось удачно скомпоновать в небольшом пространстве кабины все необходимое.

Удобный подъем с ручкой позволяет с комфортом подниматься в кабину и спускаться обратно. Дверца кабины фиксируется, в теплое время года позволяя, при желании, работать с открытым выдохом.

Попадая внутрь, перед оператором предстает удобное рабочее место: ортопедическое поворотное сидение, приборные панели на расстоянии руки, широкий обзор. 

 

 1.1 Приборная панель и органы управления фронтальным погрузчиком

Рабочих зон, управляющих действиями фронтального погрузчика, перед водителем открывается две: рулевая колонка с коробкой передач и боковой блок управления.

Рулевая колонка откидная, так что в любой момент оператор может легко повернуться и перейти к управлению экскаватором. Управление коробкой передач расположено таким образом, чтобы естественно ложиться в руку, а на самих рычагах подписано, где идет движение вперед, а где – движение назад. Справа от кресла оператора, прямо под рукой, располагается коробка пониженного и повышенного диапазона передач. Пониженный диапазон рассчитан для работы с набором сыпучего материала: на нем оптимально толкать кучи материалов, работать ковшом. Повышенный, в свою очередь, более комфортен для быстрого перемещения от объекта к объекту со скоростью до 38 км/ч. 

Чуть дальше, на уровне локтя, расположился сдвоенный короб джойстика, на котором разместилась панель управления фронтальным погрузчиком, а так же его третьим контуром. Нашлось место и для рычага управления челюстным механизмом ковша, и для кнопки блокировки колес (DIFFLOCK)*.

*DIFFLOCK – функция полной блокировки колес, не дающая машине сдвинуться с места. Эта опция очень полезна при работе с экскаватором, так как погрузчик не требует дополнительного якорения передним ковшом и получает широкую устойчивость. Дополнительно сберегается и насадка на рабочий орган – ковш не получает сколов, деформаций или царапин, являющихся частой проблемой, особенно при проведении работ на асфальте.

Сенсорная магнитола, расположенная чуть нижу уровня глаз, включает в себя весь необходимый функционал: прием звонков, радио, проигрывание музыки через блютуз и многие другие способности. Динамики, расположенные на уровне ушей в крыше, обеспечивают отличную слышимость и чистый звук, хорошо перекрывающий шум в кабине даже во время работ.

Рассматривая боковой блок управления, можно увидеть и дублирование приборной панели, на экране которой отражается вся необходимая информация. От основной ее отличает только отсутствие датчиков давления в ресивере и давления в трансмиссии, так как при работе экскаватором они не требуются. Зато отображаются следующие параметры: цифровой тахометр, вольтметр, счетчик моточасов, температура двигателя, количество топлива в баке. Последние 20 литров считаются резервными и не отображаются, так что даже в случае полного опустошения шкалы будет возможность довести машину до заправки.

В кабине наличествует тумблер включения отопления салона, а так же четыре дефлектора, с возможностью открывать и закрывать их в соответствии с тем, куда планируется направлять теплый воздух – на ноги, руки или лобовое стекло.

Все управление светом аналогично простой машине – на рулевой колонке включаются поворотники, дальний и ближний свет, габариты и фары. Там же, на рулевой колонке, расположены кнопки включения аварийных огней, дворник и стеклоомыватель, тамблер включения вентилятора, кнопки включения рабочих фонариков на кабине, кнопка спирали накаливания*, плавающий режим ковша**.

Кабина оборудована перчаточным ящиком, который удобно использовать для хранения документов. Он легко открывается, не требуя от водителя подниматься с сидения, и спокойно вмещает кошелек, телефон и другие небольшие предметы. Свет в кабине тоже оборудован – удобный яркий плафон располагается прямо над головой. Руль оборудован клаксоном.

*Спираль накаливания – приспособление для запуска в холодные морозные дни. Для активации спирали накаливания необходимо зажать кнопку, чтобы пошел процесс нагрева воздуха во впускном коллекторе, после чего следует подождать две секунды и с зажатой клавишей спирали завести стартер. За счет теплого воздуха зажигание произойдет без проблем.

**Плавающий режим ковша – особый режим на фронтальном погрузчике, позволяющий ковшу следовать за рельефом. Благодаря электросоляноиду, установленному в передней полураме, при нажатии клавиши он выключает цилиндры подъема стрелы: стрела идет вниз, выключаясь, и позволяет работать отвалом, чтобы он повторял рельеф почвы. Особенно актуально это при работе с уборкой снега.

 

1.2 Приборная панель и органы управления экскаваторной установкой

В свою очередь, переключиться на управление экскаваторной установкой очень просто: под сиденьем расположен рычаг, снимающий кресло со стопора и фиксирующий сиденье снова, после того как оператор заканчивает поворот.

На этой стороне кабины, отведенной под управление экскаватором, вместо рулевой колонки вниманию водителя предстают два рычага-джойстика на пневмоактиваторах. Снятые с фиксатора, они «выпадают» немного вперед, в максимально удобную для управления позицию. Благодаря давлению пневматики, они будут оставаться в таком положении и возвращаться в него, независимо от толчков иди тряски, пока водитель вручную не переведет их обратно в нерабочее положение. Подобная система гарантирует удобное управление джойстиками, которые, в прямом смысле, всегда под рукой.

Оба джойстика гидравлические, и выполняют задачу управления распределительным клапаном, расположенным сзади. Первый джойстик отвечает за поворот всей стрелы в целом, от основания, и управление рукоятью экскаватора, второй же ответственен за управление самой стрелой – поворот плеча, откидывание, контроль действий ковша.

Боковая приборная панель вмещает следующие элементы:

Кнопка выбора оборотов двигателя – дает оператору увеличить или уменьшить скорость копания;

Тумблеры включения экскаваторной установки – прикрытые защитными колпачками во избежание случайного нажатия, тумблеры отвечают за включение и выключение аутригеров;

Джойстики управления стрелой – мягкие гидравлические джойстики не требуют приложения дополнительных усилий, так как все действия с ними осуществляются за счет открытия и перекрытия гидравлических клапанов;

Рычаг блокировки и разблокировки стрелы – выпускает или, напротив, прячет блокирующую скобу, при необходимости фиксирующую стрелу в одном положении. 

  1. Специфика конструкции экскаватора-погрузчика. Нововведения и особенности.

При подготовке и разработке модели BL 30-25 особое внимание было уделено адаптации в нее современных технологий и полезных достижений промышленной мысли. Особое внимание механики, при проработке будущей модели, уделили несовершенствам и проблемам, с которыми сталкивались пользователи погрузчиков-экскаваторов по всему миру, учтя опыт использования машин разных классов и цены, а так же частые проблемы и вопросы.

Например, проблема устойчивости машины при работе экскаваторной установкой, беспокоящая многих операторов, была решена, за счет фиксации колес и больших прорезиненных аутригеров.  Опасности, что на максимальном удалении стрелы с полным ковшом машина будет крениться, нет, хотя кроме перечисленных введений предусмотрена и возможность дополнительно зафиксировать машину еще и фронтальным ковшом. Еще одним частым вопросом, беспокоящим клиентов, остается мощность и надежность экскаваторной установки. Модель BL 30-25 способна легко отжаться на ковше, приподнимая в воздухе все аутригеры и колеса.

Однако это не единственные отличия. Владельцы погрузчиков разных марок сталкивались с разнообразным спектром проблем, и в модели BL 30-25 «Болдер» постарался предупредить их возникновение:

  • На производстве применяется двойной сварочный шов. Компьютерный интеллект отслеживает геометрию и точность сварки, проводя ее сначала по первому периметру, а затем – по второму. Для усиления стрелы используется накладка с проваркой. Это гарантирует крепость и надежность стрелы, герметичность кабины и идеальный подгон всех других элементов, производимых «Болдер».
  • В BL 30-25 установлен качающийся мост, как на полноценном фронтальном погрузчике, что обеспечивает комфортную работу с полноценной фронтальной машиной.
  • Для предотвращения износа и деформирования стрелы экскаватора, машина оснащена специальными отбойниками, ограничивающими ее движение влево-вправо. Располагаются они на повороте плеча и берегут пальцы от ударов. Это особенно полезно для начинающих операторов или водителей, еще не привыкших к управлению.
  • Третий контур гидравлики подведен к собственной педали управления. Два шланга управляются с ее помощью, что позволяет удобно переключаться на управление гидромолотом, буром или иной насадкой, требующей подключения дополнительного контура.
  • Для большей безопасности, кардан моста перенесен в раму. Помимо того, что такая рама сама по себе более мощная, а передние и задние сочленения более защищенные, кардан надежно защищен и ударить по нему практически невозможно. Дополнительной защитой обзавелся и задний мост – задние трубки проложены максимально высоко, так что зацепиться ими практически невозможно. Поддон коробки также надежно укрыт треугольником задней полурамы. Пользователи спецтехники, часто сталкивающиеся с работой на сложном рельефе, оценят это предусмотрительное решение в конструкции.
  • Тормозная система разделенная, включающая в себя два пневмогидроаккумулятора: один за задний контур, другой на передний. Благодаря этому, даже в случае повреждения одного из тормозных шлангов, вторая пара тормозов останется рабочей. Эти же аккумуляторы выполняют функцию блокираторов при работе с экскаваторной установкой: при падении давления, мощные пружины блокируют все колеса.

К другим нововведениям относятся небольшие, но повседневно необходимые детали:

  • Быстросъемная каретка предусмотрительно отмечена яркими флажками, позволяющими с первого взгляда определить, открыта ли она или защелкнута;
  • Вместительный топливный бак выполнен в форме трапеции, расположен максимально удобно для пополнения и дополнительно оснащен смотровым окошком, отражающим уровень заправки;
  • Предусмотрен удобный доступ к печке и пополнению омывателя – короб расположен на внешней стороне погрузчика, имеет ручку и закрывается на ключ;
  • Предусмотрена специальная сервисная скоба. Фиксируя ей полураму, водитель или механик может безопасно залезать под погрузчик для проведения обслуживания*.

* Фиксация скобы – для проведения обслуживания, из закрепленной скобы удаляются пальцы, скоба снимается и закрепляется в необходимом положении между полурамами, после чего вновь фиксируется пальцами. Аналогичным способом она возвращается в исходное положение.

 

  1. Подкапотное пространство и складная полурама

 

3.1 Внутреннее устройство

Возможность заглянуть под капот машины выдается любопытным клиента мне часто – как правило, только при личном осмотре. Однако беглый взгляд на сердце техники бросить все же удастся.

В модели BL 30-25 капот расположен под кабиной, и открывается с помощью домкрата, механической накачкой гидроцилиндра. Открыв доступ к подкапотному пространству, зафиксировать кабину можно специальной удобной распоркой.

Внутри расположился мощный двигатель – рядный, четырехцилиндровый турбодизель на 3,8 литра. Именно он дает машине силы поднимать тяжелые грузы. Позади него установлены расширительный бачок и радиатор, а так же педаль, управляющая дополнительным контуром.

Рядом, в зоне доступа руки, заметны радиаторы – гидравлики, трансмиссии и двигателя. В них дует воздух из подкапотного пространства, разгоняемый вентилятором.

Для отключения отопителя салона на лето предусмотрен специальный шланг с вентилем. Для тех же, кто, напротив, зимой предпочитает ночевать без гаража или ангара, и заводится по холоду, установлен мощный  подогреватель антифриза на 220 вольт. Нашлось удобное место для топливного фильтра, насоса первичной подкачки топлива и фильтра обратки в бак. Не забыл производитель и про щуп проверки масла в двигателе. Наконец, датчик давления гидравлики, с яркими понятными метками, помогает оператору сверяться с правильными показателями давления во время работы с двигателем и другими внутренними элементами.

3.2. Технология складной полурамы

Введение складной полурамы для экскаватора-погрузчика – функция не то, чтобы само собой разумеющаяся, но ожидаемая и на мировом рынке уже ставшая нормой. Складная полурама позволяет менять угол и расположение ковша сразу, просто вращая руль, без необходимости двигаться с места и «подруливать» к бульдозируемой куче/насыпи материала. Оператору не требуется проезжать вперед или назад для того, чтобы добиться поворота ковша в нужном направлении, так как, благодаря складной полураме, он заранее определяет траекторию своего движения, не только экономя время на «прицеливание», но и забирая материал из «сложных» мест.